Няня ребенку необходима
автор: Саламатова А.А.
Предлагаю Вашему вниманию данную научную публикацию. На мой взгляд, статья может быть интересна всем, кто пользуется услугами няни, гувернантки или еще только планирует, и тем, у чьих детей явно выражена гиперактивность (как правило, в сочетании с рассеянным вниманием).
В самом конце статьи приводится прямое указание на то, что , на сегодняшний день, домашняя воспитательница (няня) , специально обученная, необходима НАШИМ ДЕТЯМ.
Цель данного сообщения состоит в привлечении внимания педагогической общественности к грозной проблеме системы образования, объективно надвигающейся на Россию. Старая система образования не справляется с новыми детьми, а новые дети отторгают старую систему образования. А также — наметить некоторые пути и варианты её решения.
В кн.: Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н. А. Зайцева: Матер. Международной научно-практической конференции, — Минск, 9—11 марта 2006 г./под ред. канд. пед. наук И. Н. Логиновой; ГУО «Академия последипломного образования» — Минск: АПО, 2006. — с. 119—121.
«Создание инфраструкту
88;ы для повышения эффективности обучения и социальной адаптации детей с нарушениями внимания и поведения». Пугач В. Н. — канд. мед.наук, психолог-консультант (г. Ижевск), Кабаева В. М. — канд. психол. наук, (Московский психолого-педагогический университет, каф. педагогич. психологии), Петрова Н. М. — психолог-консультант (Методико-образовательный центр «ВИТС» г. Казань), Шарипова Л. Э. — психолог-консультант (Методико-образовательный центр «ВИТС» г. Казань)
Как известно, чтение является фундаментом образования. Однако последние 5—6 лет в начальных школах России 10—12 детей в каждом классе имеют серьёзные трудности в обучении чтению по традиционным методикам. По нашим наблюдениям, годовое увеличение числа таких детей составляет 3—6%. То есть, при сохраняющейся тенденции, через 10 лет их число может достичь уровня 30—40%. Это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема.
Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению — это дети, у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Данный феномен диагностируется как СДВ/СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без таковой.
По данным J. Perrin e.a.,1998 [1], «дети и подростки с дефицитом внимания» имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:
Нарушения в избирательном внимании, вплоть до лёгкого отключения внимания.
Затруднение в контроле своих импульсов.
Трудности в поддержании соответствующей заданию активности.
Проблемы в планировании и организации познавательных заданий.
Трудности в понимании и ответах на вопросы.
Затруднения в выполнении указаний учителя.
Неумение переносить неудачи.
Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение.
Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе — соблюдению правил техники безопасности в процессе производственной практики, при переходе через улицу и т. д. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.
При изучении оптико-пространственной деятельности учащихся нами [2,3,4], было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев — с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения пространственного восприятия в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же «феномен соскальзывания взгляда» зарегистрирован у обследуемых в процессе движение глаз по строке при чтении. Субъективно, при чтении, это воспринимается как «потеря строки», «непонимания слов, расп;оложенных по правому или левому краю строки». Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой.
При этом наблюдается два узнаваемых варианта нарушения чтения.
1. Ребёнок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребёнок, как бы заикается). Не может пересказать прочитанное.
2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.
Кроме того, у детей с СНВ имеют место кратковременные, 5—20 секунд, выключения сознания во время урока (с определённой осторожностью их можно охарактеризовать как трансы, по типу absans), нарушающие процесс восприятия. На последних уроках, как маркер усталости ребёнка, таких выключений сознания может быть 3—5. Отсюда — мозаичность восприятия информации. Поэтому, при изложении учителем нового материала, ребёнок полностью перестаёт понимать новую тему.
Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений сознания в результате более медленного созревания головного мозга всё большего числа детей, дают понимание серьёзности и масштаба этой новой проблемы в образовании.
По нашим данным [4], число детей, имеющих затруднения в обучении чтению, составляет 15—21%. Причём, это дети из всех социальных слоёв населения.
Массовость лёгких церебральных нарушений в результате более медленного созревания мозга — новая реальность последнего десятилетия в России. Так, 32—60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют те или иные функциональные нарушения в; деятельности мозга [5,6,7].
Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей новые, изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.
Иными словами, если, объективно нарастающее число детей, имеющих затруднения в обучении их чтению, являются серьёзной социальной и медико-психолого-педагогической проблемой, то, очевидно, что для её решения необходимы совместные, комплексные усилия систем здравоохранения, образования, а также, создание специальных социальных программ.
Нами проводятся следующие мероприятия для выявления детей с нарушениями внимания и гиперактивностью, а также меры по их психолого-педагогической коррекции.
Данный проект 7-й год разворачивается в городах: Казань, Киров, Ижевск, Серпухов, Центральный Административный Округ Москвы. В этих городах одновременно проводится разработка и внедрение различных форм и технологий психолого-педагогической работы. Кроме того, отрабатываются несколько организационных вариантов для выявления и оказания помощи детям с нарушениями внимания. И всё это, применительно к местным административным и социальным условиям.
1. Раннее выявление детей с нарушениями внимания в дошкольный период и в 1-м классе с помощью теста Тулуз-Пьерона, используемого нами в качестве скрининг-теста.
2. Повышение квалификации учителей и обучение их технологиям педагогической коррекции в процессе преподавания детям с нарушениями внимания СНВГ. (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).
3. Повышение квалификации школьных психологов и обучение их методам диагностики и особенностям психологической коррекции нарушений внимания у детей СНВГ. (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).
4. Обучение учителей особенностям психологии индивидуальной работы с ребёнком, с
91;чётом наличия в классе детей с СНВГ.
5. Обучение родителей методам эффективного взаимодействия с детьми (критерий эффективности — количество обученных родителей).
6. Обучение домашних репетиторов особенностям работы с детьми с СНВГ.
Решение этих проблем лежат на разных уровнях
Психологическая коррекция. Открытие заблокированных информационных каналов. (Вариант: отсутствие «эталонов поведения» у ребенка. Например, замечания со стороны взрослых, вызывают искреннее изумление: «Да? Пробежал по партам? Да! Ну и что такого?»)
Педагогическая коррекция. Обучение педагогов работать в классе, с присутствием детей с СДВГ, с минимальным ущербом для нервов и здоровья.
Применение «скрининг-тестов» для диагностики СДВГ. То есть, массовая недорогая психологическая диагностика детей с СДВГ.
На наш взгляд, необходимы срочные меры по изменению создавшегося положения.
Организационные мероприятия.
Как решили эту проблему в других странах. В США , (например, штат Калифорния), проблему решили введением в помощь учителю социального работника, в Европе в разных странах - это второй учитель, социальный работник, воспитатель. В Израиле - волонтёры (в некоторых кибуцах - второй учитель или воспитатель). В России, для изучения проблемы целесообразно создание экспериментальных площадок.
Дело в том, что в наших реалиях , скорее всего, н;аиболее эффективными будут многовариантные сочетания.
Например.
Введение второго учителя (воспитателя, домашнего репетитора).
Разработка методов работы с волонтёрами (неработающие мамы, бабушки, учителя-пенсионеры, студенты профильных вузов).
По материалам сайта Владимира Пугача http://www.indigo-papa.ru